135 ЛЕТ
АРКАДИЮ АВЕРЧЕНКО
Сегодня
исполнилось 135 лет со дня рождения русского писателя-юмориста, театрального
критика Аркадия Аверченко.
Первый рассказ
писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале
«Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в
себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны
и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров
собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».
В 1910 году выходят
его сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене.
Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Весёлые устрицы»; последний имел
более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого
количества российских читателей.
·
После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в
журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12),
такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко
с традицией Марка Твена.
Другие (А. Измайлов)
сопоставляли его с ранним Чеховым. Аверченко затрагивал в своём творчестве
разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей
Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда
у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых
обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.
В 1912 году в
Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для
выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха».
Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.
На данном этапе в
творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа.
Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до
полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они
служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так
необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует
о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.
Постепенно в
творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с Первой Мировой
войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически
ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре
стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны
Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась
Россия накануне Октябрьской революции. В некоторых рассказах этого периода
писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.
В военные и
предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются:
«Одесские рассказы» (1911), «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности,
людях» (1914), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом»
(1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О
маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» (1915) и другие).
К 1917 году Аверченко
перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы —
это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 год в
творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после
революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко
воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в
определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в своей стране. И
опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги,
в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда.
Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в
образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России
у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию.
Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь
можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и
пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе,
они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает
себе на хлеб.
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции»,
где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с
ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской
печати, в частности, Н. Мещеряков назвал её «юмором висельника»[6] В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая
книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения
белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашёл книгу
«высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко», в котором
подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в
константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“
и проведения широких арестов».
В том же году
Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
Опыт эмигрантской
жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного»
1921 года. «Записки Простодушного» — сборник рассказов о жизни самых
разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях,
приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет
сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».
В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает
восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской
психологии и уникальной фантазии.
В 1923 году в берлинском книгоиздательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских
рассказов «Записки Простодушного».
Последней работой
писателя стал роман «Шутка Мецената»,
написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925 в
Праге, уже после его смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий