Интересно, что Масленица — это единственный языческий праздник,
официально признанный Русской православной Церковью. В христианском православии
он стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). И даже
название «Масленица» этот праздник получил лишь с 17-го века, когда был включен
в церковные праздники и по времени сдвинут ближе к началу года.
Дата этого праздника теперь всегда зависит от даты христианской
Пасхи: Масленица начинается за 56 дней (8 недель) перед Пасхой и длится 1 неделю,
с понедельника по воскресенье. И название «Масленица» пришлось в пору этому
видоизмененному празднику, потому что в этот период времени — последнюю неделю
перед Великим постом — Церковный устав запрещает верующим есть мясо, а
разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яйц и рыбы.
Хотя есть еще вариант: возможно, название этого праздника является
одним из имен древнеславянской богини Лели. Она является одной из самых
многоликих богинь, представая пред людским родом то в образе нежной девушки, а
то на весеннее равноденствие — пышнотелой, с румяными щеками Масленицы. И пели
о Масленице так: «Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В
блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица — Красная краса, Русая коса,
Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трех матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепелочка».
Русский народ во все времена обожал Масленицу. Ритуалы праздника
были расписаны по дням, и было очень важно их придерживаться.
В
понедельник Масленицу встречали: делали из соломы чучело, с пением
возили его на санях по деревне.
Во вторник —
Заигрыши, когда начинались развлечения: были тут и балаганы с Петрушкой, и
ходившие по домам ряженые.
Среда —
Лакомка: начинали угощаться блинами и другими яствами.
Четверг—
Разгул (Перелом, Широкий четверг): проходили жаркие масленичные кулачные бои, в
которых были свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего
(помните поговорку «лежачего не бьют»?).
В пятницу—
Тещины вечера, и целый ряд масленичных обычаев был посвящен будущим свадьбам и
молодоженам (остатки брачно-семейных обрядов). Неуважение зятя к этому событию
считалось бесчестием и обидой, становилось поводом к вечной вражде между ним и
тещей.
В субботу—
Золовкины посиделки: молодые невестки (жены считались пришедшими «невесть
откуда», поскольку было принято брать замуж) принимали у себя родных.
Воскресенье — Проводы,
Прощальный день(или Прощеное воскресенье): все непременно приветствовали друг
друга поцелуем и говорили: «Прости меня, пожалуйста». А им отвечали: «Бог тебя
простит». С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли
на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
А еще в последний день Масленицы сжигали чучело зимы. Многие
думают, что это чучело Масленицы, но нет: не Масленицу сжигают, а зиму
провожают!
Еще одна
очень важная примета Масленицы прошлого века — медвежьи потехи. Эта народная
забава несколько раз упоминалась в «Домострое», осуждающем ее как одно из
«бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, несмотря на запреты и гонения,
медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя народ.
Откуда же
родом этот стойкий праздник Масленицы, раз мы празднуем его с древних времен и
поныне? Первоначально у наших далеких прародителей (православных, так как они
славили Правь — мир светлых богов) праздник носил название — Комоедица. И
отмечался он всегда в одно и то же время — в астрономическое весеннее
равноденствие (20 или 21 марта, по современному календарю), после которого день
становится длиннее ночи, пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает
снега.
Почему именно Комоедица? «Ком» — так наши предки называли медведя.
Медведи чуяли весну — просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому
Медовому зверю: отсюда — «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам,
слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь — это «хозяин», «ведающий
(мед)», а мед для русского человека — источник жизни и здоровья.
Кстати, и
слово «языческий» — означает «народный» (древнеславянское слово «язык» означает
— «народ»). А блин — конечно, символ солнца, поскольку он, как и солнце,
желтый, круглый и горячий. И древние верили, что вместе с блином они съедают
частичку его тепла и могущества.
Как
известно, в 988-м году Русь была крещена. И крещена (от этого факта никуда не
уйдешь) насильно. Всех, включая малых детей, дружины варягов копьями загоняли
для крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, «краснели от крови»...
Порабощенные славяне навсегда лишились своих корней и духовной связи с древними
предками.
Управлять
таким народом стало удобнее. Но народ никогда не забывал свою традиционную Масленицу
и, несмотря на гонения со стороны Церкви и властей,
повсеместно продолжал ее праздновать. И обычаи Комоедицы-Масленицы дошли до
нашего 21-го века: пережив много исторических перепитий, даже в середине
прошлого века (в советские времена), праздник широко отмечался и у нас в
Даугавпилсе.
Сакральный
смысл этого праздника поистине космичен: для славян это был праздник
воскрешения Земли. Огонь Даждьбога, набравшийся в Сварге за долгую Зиму сил,
покидает Небо и приходит к просыпающейся Земле, согревает ее Душу, вселяет в
нее молодую Весеннюю надежду-Лелю.
Праздник насыщен обрядовой символикой, что помогает встречать
перелом — начало годового цикла жизни природы. Конечно, с течением времени
народная Масленица превратилась в веселое многодневное «обжорное» светское
гулянье, утратив древний сакральный смысл торжественной встречи преобладания
дня над ночью и освящения единения каждого члена рода со своими великими
предками. Но, согласитесь, это один из самых душевных праздников нашего
времени.
О подробностях славянских языческих религиозных обрядов
дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое.
Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас
исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного
славянской Комоедице (Весне священной) западного языческого праздника Бельтайн
(тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными.
Кстати, этот весенний праздник – еще одно подтверждение, что
народы Европы берут начало от одного великого пранарода. Например, в Кельне
масленичные гуляния называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце –
«фассенахт» (Fassenacht).
Широкой известностью пользуется масленичный карнавал в Рейнской
области – Рейнланде. Здешний карнавал – это безудержное веселье с четверга до
вторника. Аналог Масленицы до сих пор празднуют в Чехии, Дании, Англии.
Вот такие интересные и не особо известные факты!
Масленичное представление на территории библиотеки
Комментариев нет:
Отправить комментарий