Михаил Александрович Врубель родился ровно 160 лет назад в семье
офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург,
Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три
года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство
болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был
всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в
Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию,
поступил на юридический факультет Петербургского университета и посещал
вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель
поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 году он получил
приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций
в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в
Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой
традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве.
Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи
живописи. В 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов,
собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как
скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число
произведений.
Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и
загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство,
трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля
художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном
пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего
необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской
культуры рубежа столетий.
Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и
оказался конгениальным великому поэту.
Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова
(«Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое
осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как
«Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».
Искусствовед Н.М. Тарабукин писал об умении Врубеля
«сопоставлением цветовых пятен заставить играть полотно, как драгоценность», а
цвет порождал форму.
И. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное
место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».
Последней работой Врубеля стал «Портрет В.Я. Брюсова. (1906), необычайно
выразительный. Одержимость работой привела к психическому расстройству и
помещению в лечебницу, где Врубель и умер.
А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные
приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех
миров, которые видели они, мы не видим».
Комментариев нет:
Отправить комментарий