145 лет со дня рождения композитора Александра Николаевича Скрябина
Скрябин Александр Николаевич — русский композитор, пианист, педагог. Его отец был дипломатом, мать — пианисткой.
Учился в Московском кадетском корпусе (1882—89). Музыкальное
дарование проявилось рано. Брал уроки (фортепьяно) у Г.Э. Конюса, Н.С. Зверева.
В 1892 окончил Московскую консерваторию по классу фортепьяно у В.И. Сафонова,
занимался также у С.И. Танеева (контрапункт) и А.С. Аренского (композиция).
Концертировал в России и за рубежом, был выдающимся исполнителем
собственных сочинений. Существенную поддержку оказал ему М.П. Беляев (издавал
сочинения молодого композитора, субсидировал его концертные поездки). В 1904—10
(с перерывом) жил и работал за рубежом (в европейских странах, гастролировал
также в США). Занимался педагогической деятельностью: в 1898—1903 профессор
(класс фортепьяно) Московской консерватории , одновременно преподавал в
музыкальных классах Екатерининского института в Москве.
Скрябин — один из крупнейших представителей художественной
культуры конца 19 - начала 20 вв. В творчестве представлены фортепьянные и
симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты,
1—3-я сонаты для фортепьяно, концерт для фортепьяно с оркестром, в 1900-х гг. —
3 симфонии, 4—10-я сонаты и поэмы для фортепьяно (в т. ч. «Трагическая»,
«Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения , как
«Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) —этапное сочинение
позднего периода творчества.
Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени,
предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв,
напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность»
и утончённая одухотворённая лирика. В творчестве Скрябин преодолел идейную
противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям (около
1900 Скрябин стал членом московского Философского общества, занимал
субъективно-идеалистические позиции). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза,
дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею
преобразующей силы искусства (венцом таких творений, по мысли Скрябина , должна
была стать «Мистерия», в которой объединяются все виды искусства — музыка,
поэзия, танец, архитектура, а также свет), отличаются большой степенью
художественного обобщения, силой эмоционального воздействия.
В творчестве Скрябина своеобразно сочетаются позднеромантические
традиции (воплощение образов идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер
высказывания, тяготение к синтезу искусств, предпочтение жанрам прелюдии и
поэмы) с явлениями музыкального импрессионизма (тонкий звуковой колорит), символизма
(образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления»,
«мечты»), а также экспрессионизма.
Скрябин — яркий новатор в области средств музыкальной
выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической
организации становится доминантовая гармония (наиболее характерный тип
аккорда—т. н. прометеевский аккорд).
Он впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую партитуру
специальную партию света («Прометей»), что связано с обращением к цветному
слуху.
Творчество Скрябина оказало существенное воздействие на
фортепьянную и симфоническую музыку 20 века. Получили дальнейшее развитие идеи
синтеза музыки и света.
В 1922 году в помещении последней квартиры Скрябина в Москве
организован музей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий